Доброжелательное отношение к клиентам.
По моим наблюдениям в цветочном бизнесе решающее значение имеет правильный подход к клиенту, доброжелательность, компетентность и отзывчивость продавца. Никому не нравится грубый недовольный тон или пренебрежительное отношение.
Редко кто из клиентов будет ходить к вам раз за разом, день за днем за букетами, если продавец не произведет на него хорошего впечатления.
Если вы или ваш продавец видите, что клиент ходит, смотрит, выбирает букет в вашей палатке (цветочному магазину, торговому месту), то имейте в виду, что у него есть глаза. Все, что нужно он уже увидел, ваша задача лишь направить его к той покупке, которую он хочет совершить. Когда вы видите, что ни один из ваших уже сделанных цветочных букетов его не заинтересовал, можно вежливо спросить, хочет ли он какой-нибудь эксклюзивный букет, который будет персонально подходить к его запросам. Может быть, у человека сегодня особая годовщина или юбилей любимой бабушки, и клиент не хочет что-то обыденное и типичное. Вдруг ему нужны цветы без оформления или с каким-то особенным шиком. Попробуйте ненавязчиво пойти на контакт, уверен, человек сам расскажет, что ему нужно и для какого события.
Как вариант, можно изучить книги по гороскопам, журналы по цветочному бизнесу, дизайн букетов и тогда любому клиенту вы сможете предложить нечто особенное. Но помните, что в цветах тоже нужно знать меру. В России пока что излишний креатив также не приветствуется.
Заинтересуйте клиента нестандартно, а не как обычно все делают: «Заходите, смотрите, красивые букетики, свежие цветы». Это уже не актуально. Прошли те времена, когда такими фразами можно было завлечь клиента. Не бойтесь экспериментировать. Это окупиться с лихвой, когда среди потока однообразной информации клиент услышит ваше нестандартное: «В этом сезоне актуальны желтые хризантемы», или «Сочетание такого-то и такого-то цветов в букете в этом месяце приносит здоровье его обладателю», или «Именно такой букет подойдет для дамы, отмечающий 60-летний юбилей как знак ее неувядающей молодости». Будьте доброжелательны, но не навязчивы. Тогда через какое-то время, клиент снова захочет к вам прийти за букетом, зная, что только у Вас он может получить персональную рекомендацию и заряд отличного настроения.
Если у вас есть наемные работники, следите, чтобы они не были угрюмыми.
А если такое случается, подбодрите их, обучите их правильно распределять нагрузку в течение дня. И через какое-то время они сами начнут чувствовать: «Ага, мне холодно, я устал, видимо, поэтому я злюсь. Наверное, нужно выпить чаю или поесть, пока нет клиентов». Обязательно обучите своих продавцов грамотно обращаться с клиентами и разбираться в цветах. Не ругайте их, если застанете за чтением книги или разгадыванием кроссвордов вместо дизайна букетов. Просто объясните, что если к палатке или магазину подходит клиент, то лучше убрать все посторонние вещи и попробовать удовлетворить потребности клиентов. Объясните, что нельзя смотреть на клиента исподлобья с таким видом, будто он прервал вас на интересной странице. Доброжелательное отношение и улыбка – вот козырь вашего сотрудника.
Если ваш продавец так любит читать, подбросьте ему парочку книг по эффективным продажам. А если у вашего работника есть ноутбук, то вы можете ему дать обучающий диск по цветочному дизайну (составлению букетов). Вы убьете сразу двух зайцев – разнообразите рабочий день вашего работника и увеличите продажи. Постоянно мотивируйте сотрудника, чтобы работать ему было в радость, а там клиенты, завидев замечательное расположение духа продавца, потянутся к нему. Можете подарить ему баночку кофе или раз в неделю привезти шоколадку, чтобы ваш работник чувствовал хорошее отношение к себе и старался лучше работать. Ведь доброта передается через него вашим клиентам, а это в цветочном бизнесе дает вам доход. Роль рационального питания в практике заболеваний также очень важна, если мы говорим о хорошем настроении и самочувствии ваших сотрудников!
Помните: доброжелательность, открытость и искренняя улыбка принесут гораздо больше плодов, нежели угрюмость и навязчивость. Будьте открыты в первые весенние дни, будьте креативны и радостны, и тогда ваш бизнес зацветет как прекрасная роза!